Анвар Ибрагим: Медовый месяц в качестве премьер-министра Малайзии будет очень коротким


Анвар Ибрагим: Медовый месяц в качестве премьер-министра Малайзии будет очень коротким

 На прошлой неделе Анвар Ибрагим стал 10-м премьер-министром Малайзии после грандиозной карьеры, в которой он искал работу и был близок к ее получению на протяжении четверти века. Но какое бы ликование он ни испытывал, должно быть, оно сдерживалось непосильной задачей, стоявшей перед ним.

75-летний мужчина — опытный оратор с большим политическим опытом и личной харизмой, но в прошлом он также проявлял недальновидность. Теперь он должен собрать все свои силы, чтобы восстановить экономику, удовлетворить давно подавляемый спрос на реформы, ослабить расовое недоверие и сохранить громоздкую коалицию.

Его реформистская многоэтническая коалиция Пакатан Харапан (ПХ) получила 82 места в парламенте на выборах в прошлом месяце — больше, чем любой другой политический блок, но намного меньше 112 мест, необходимых для формирования правительства. В Малайзии появился первый подвешенный парламент.

Затем королю Абдалле потребовалось пять дней напряженных торгов между различными блоками, чтобы выбрать г-на Анвара главой правительства. Это стало возможным только потому, что его старый заклятый враг, ОМНО, партия, чья 61-летняя монополия на власть была оспорена и в конечном итоге прекращена г-ном Анваром и его союзниками в 2018 году, согласилась сотрудничать с ним. Но такая договоренность вызывает беспокойство у многих как в UMNO, так и в PH.

Первой проблемой г-на Анвара было распределение постов в кабинете. ОМНО и его союзники получили на выборах лишь 30 мест. Но ценой за сотрудничество с РН было получение нескольких должностей в кабинете министров.


Наиболее спорным является назначение Ахмада Захида, влиятельного президента ОМНО, одним из двух заместителей премьер-министра. Это назначение встретило сильную оппозицию, поскольку г-ну Захиду предъявлены многочисленные уголовные обвинения, связанные с его работой в дискредитированной администрации бывшего премьер-министра Наджиба Разака, отбывающего 12-летний тюремный срок за коррупцию.

Со своей стороны, ОМНО пообещало поддержать г-на Анвара на вотуме доверия, который он планирует провести в парламенте 19 декабря, но мало рассказало о том, как будет работать этот неудобный союз.

«На данный момент набор партий, поддерживающих администрацию Анвара, кажется стабильным», — говорит Триша Йео, генеральный директор независимого малайзийского аналитического центра IDEAS. «Однако это опасная ситуация, когда любая крупная оплошность Анвара может вызвать недовольство рядовых членов ОМНО, которое затем может перерасти в руководителей подразделений, которые являются влиятельными посредниками внутри партии».

Генеральная ассамблея ОМНО в декабре станет проверкой, добавляет она: растущее недовольство может привести к внутрипартийному голосованию, чтобы отказаться от поддержки г-на Анвара на посту премьер-министра.

«Если Анвар доживет до конца декабря, события наступающего года могут оказаться дополнительными испытаниями, такими как партийные выборы ОМНО, которые ожидаются в первом квартале 2023 года и примут весь бюджет на 2023 год», — говорит г-жа Йео.

Кроме того, есть экономика, которая все еще пытается оправиться от пандемии Covid. Первую администрацию PH в 2018 году обвинили в том, что она пренебрегала такими важными вопросами, как рабочие места и цены на продукты, вместо этого продвигая свою программу политических реформ. Однако г-н Анвар уже сказал, что его главным приоритетом является повышение уровня жизни простых малазийцев.


  • Анвар: человек, который десятилетиями ждал, чтобы возглавить Малайзию
  • Выборы в Малайзии: почему еще нет правительства?

Пост министра финансов играет здесь решающую роль, и г-н Анвар решил сам занять эту должность, а не доверять ее кому-либо еще.

Расовая принадлежность, которая остается важным фактором в многонациональной политике Малайзии, может стать самым сложным испытанием для г-на Анвара.

Этнические малайцы, составляющие немногим более половины населения, пользуются особой защитой конституции. С 1970-х годов сменявшие друг друга правительства предоставляли им привилегированный доступ к рабочим местам, возможностям для бизнеса и образованию. Основная политика ОМНО с момента ее основания в 1940-х годах заключалась в защите этого статуса.

Эта мантия теперь перешла к Perikatan Nasional, альянсу, в который входят PAS, консервативная исламистская партия, и Bersatu, базирующаяся в Малайзии партия политиков, отколовшихся от ОМНО. PN, получившая 73 места, отказала королю в просьбе присоединиться к широкому правительству национального единства во главе с г-ном Анваром.


На протяжении более 20 лет собственная партия г-на Анвара Keadilan пыталась убедить малайцев поддержать ее видение реформистской, многорасовой и многокультурной Малайзии, но без особого успеха.

На этих выборах она потеряла места, опустившись с 48 до 31. Дочь г-на Анвара Нурул Изза, член парламента с 2008 года, уступила место, которое семья занимала почти 40 лет, в пользу соперника от PAS. Keadilan теперь является меньшим компонентом PH, чем Партия демократического действия, в основном этническая китайская, которая получила 40 мест. Это делает новое правительство уязвимым для обвинений в том, что в нем преобладают интересы этнических китайцев, и тем более зависимым от ОМНО, чтобы показать, что малайские интересы представлены в достаточной степени.

Одной из давних целей г-на Анвара было сокращение раздутых государственных предприятий Малайзии и снижение риска коррупции. Но это вызовет у него обвинения в том, что он нападает на тот самый сектор, который в прошлом давал малайцам больше возможностей.

Ведущие политики Perikatan Nasional имеют опыт раздувания пламени расового недовольства. Лидер Bersatu и бывший премьер-министр Мухиддин Яссин был заснят на камеру перед опросами, утверждая, что PH спонсирует кампанию евреев и христиан по «христианизации» Малайзии. Лидеры PAS обвинили PH в исламофобии, в поддержке Израиля и предположили, что те, кто голосует за них, отправятся в ад.

«Главная опасность для Анвара — это PN, которая предпочитает быть оппозицией по расовым и религиозным мотивам, а не по соображениям политики», — говорит г-жа Йео.

«То, что они решили быть главными защитниками малайских и мусульманских интересов, означает, что они, вероятно, попытаются дестабилизировать правительство Анвара именно по этим вопросам. Если это продолжится, риторика, используемая PN в период кампании, не прекратится, а наоборот усилится. что создаст опасную плодородную почву, на которой могут прорасти семена дальнейшей этнической поляризации».

Отправить комментарий

Новые Старые